Конструкционная сталь марки 15ГФД относится к группе углеродистых конструкционных сталей средней прочности с особыми легирующими элементами – ванадием (В), молибденом (Мо) и ниобием/ванадием (Nb, V) (условное обозначение ФД). Эта сталь легирована для улучшения обрабатываемости резанием при минимальных потерях в механических свойствах при нагреве, особенно важного для слесарно-сварочных работ. Сталь характеризуется хорошими физическими свойствами, достаточно высокой пределом прочности при растяжении и ударной вязкостью(-ю) при +20°C и нормальной toughness при низких температурах. Сталь 15ГФД иногда используется как альтернатива легированной отливочной сталью при постройке подводных сооружений или при работе с оборудованием холодного цеха.
15ГФД — это низколегированная конструкционная сталь, предназначенная для использования в строительных конструкциях и машиностроении. Маркировка по ГОСТ (российский стандарт) расшифровывается следующим образом:
15 — среднее содержание углерода ≈ 0.15% (обеспечивает баланс прочности и пластичности);
Г — наличие марганца (Mn) как основного легирующего элемента;
Ф — добавка ванадия (V) для повышения прочности и износостойкости;
Д — обозначает дополнительную легированность (часто медь Cu для улучшения коррозионной стойкости).
Основные характеристики:
Тип: Низколегированная сталь (класс С390-Д по ГОСТ 27772-2015).
Применение: Несущие элементы мостов, крановые конструкции, ответственные узлы в машиностроении, строительные металлоконструкции.
Особенности:
Хорошая свариваемость (требует предварительного подогрева при толстостенных конструкциях);
Повышенная прочность (σт ≈ 390 МПа);
Устойчивость к атмосферной коррозии (благодаря меди);
Относительно высокая пластичность (δ ≈ 22%).
Преимущества марки:
Оптимальное сочетание прочности и обрабатываемости;
Долговечность в условиях агрессивной среды (дождь, снег, перепады температур);
Экономия металла за счет снижения массы конструкций (по сравнению с углеродистыми сталями).
Сталь 15ГФД поставляется в виде листов, профилей, труб. Для защиты от коррозии часто используется покраска или оцинковка.