Сталь A36 в судостроении
Сталь марки A36 – это низкоуглеродистая конструкционная сталь общего назначения, стандартизированная по американскому стандарту ASTM A36/A36M. Хотя она преимущественно используется в строительстве и машиностроении, в некоторых случаях может применяться и в судостроении, например, для второстепенных конструкций судов.
Основные свойства
- Предел текучести: мин. 250 МПа (36 ksi)
- Предел прочности на растяжение: 400-550 МПа (58-80 ksi)
- Относительное удлинение: мин. 20% (при длине образца 200 мм)
- Твердость по Бринеллю: 119-159 HB
Химический состав
Типичный состав стали A36 (%)*:
Углерод (C) | Марганец (Mn) | Фосфор (P) | Сера (S) | Кремний (Si) |
≤0.26 | ≤0.75-1.20 | ≤0.04 | ≤0.05 | ≤0.40 |
*Могут присутствовать остаточные элементы: медь, хром, никель
Особенности применения в судостроении
- Применяется только для конструкций, не подверженных прямому воздействию морской воды
- Требует обязательной антикоррозионной защиты
- Используется для опорных конструкций, палубных надстроек или вспомогательных элементов
- Не подходит для корпусных конструкций в контакте с водой (для этого используют специализированные судостроительные стали класса AH36/DH36/EH36)
Преимущества A36
- Хорошая свариваемость без предварительного подогрева
- Высокая пластичность и ударная вязкость
- Относительно низкая стоимость
- Широкая доступность металлопроката
Ограничения
- Низкая коррозионная стойкость без защиты
- Не предназначена для эксплуатации при температурах ниже -20°C
- Более низкие прочностные характеристики по сравнению со специализированными судостроительными сталями