Не нашли, что искали? Отправьте заявку!

ГОСТ 19115-91. Шайбы пружинные путевые

Стандарт распространяется на пружинные шайбы, предназначенные для соединения рельсов со шпалами (железобетонными или деревянными) в железнодорожном пути, а также в стрелочных переводах. Их основная функция — создание и поддержание упругого давления для предотвращения самоотвинчивания болтов и гаек при динамических и вибрационных нагрузках.

Основные положения и классификация

  • Назначение: Элемент путевого скрепления, обеспечивающий надёжное и упругое соединение рельсового полотна.
  • Классификация по типу:
    • Шайбы для болтовых соединений (например, типа ШП).
    • Шайбы для клеммных соединений (например, типа ШК).
  • Классификация по размерам и форме: Определяется типом рельса (Р65, Р50) и конструкцией путевого скрепления.

Технические требования

  1. Материал: Изготавливаются из пружинной стали (например, марки 65Г, 70Г или других, обеспечивающих необходимые упругие свойства). Твёрдость обычно составляет 40-48 HRC.
  2. Упругие свойства: Шайба должна обеспечивать заданное усилие пружинения (остаточная высота или усилие после сжатия до плоского состояния и последующего отпускания).
  3. Термообработка: Обязательна закалка и отпуск для получения необходимых упругих и прочностных характеристик, а также стойкости к усталости.
  4. Качество поверхности: Поверхность должна быть чистой, без окалины, трещин, заусенцев и ржавчины. Допускается оксидирование, фосфатирование или покрытие лаком для защиты от коррозии.
  5. Геометрические параметры: Нормируются наружный и внутренний диаметры, толщина, высота в свободном состоянии.

Пример основных типоразмеров и параметров

Тип шайбы (пример) Назначение / Тип рельса Наружный диаметр, мм (пример) Высота в свободном состоянии, мм (пример) Ключевое требование
Шайба ШП-1Для болтового скрепления рельса Р65389Усилие пружинения после испытания
Шайба ШКДля клеммного скрепления4210Остаточная высота после сжатия

Контроль качества, испытания и маркировка

  • Приёмка: Партиями. Проверяют геометрические размеры, твёрдость, качество поверхности, упругие свойства и отсутствие внешних дефектов.
  • Испытания:
    • Испытание на упругость (пружинение): Шайбу сжимают до плоского состояния (или до заданного размера), выдерживают и отпускают. Измеряют остаточную высоту или усилие.
    • Испытание на твёрдость по Роквеллу (HRC).
    • При необходимости проводят испытания на стойкость к знакопеременным нагрузкам (усталость) и коррозионную стойкость покрытия.
  • Маркировка: На каждую шайбу или на упаковку наносят (обычно клеймением): товарный знак завода, тип шайбы, марку стали (или её условное обозначение), номер стандарта.

Примечание: ГОСТ 19115-91 является действующим. При проектировании новых конструкций рекомендуется уточнять его статус и наличие изменений или обновлённых редакций.




Оригинал ГОСТа: ГОСТ 19115-91. Шайбы пружинные путевые.

Обратная связь

Напишите нам

Чтобы получить консультацию нашего специалиста.

Отправляя форму Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ваше сообщение успешно отправлена!
Произошла ошибка! Попробуйте еще раз позже