Не нашли, что искали? Отправьте заявку!

ГОСТ Р 51685-2013. Рельсы железнодорожные. Технические условия

Национальный стандарт устанавливает технические требования к рельсам железнодорожным широкой колеи (1520 мм) нового изготовления для путей общего пользования, в том числе для скоростного и грузового движения.

Классификация и типы

Рельсы подразделяются по типу профиля, назначению и категории качества.

  • По типу профиля и массе 1 пог. м:
    • Р65 (массой 64,72 кг/м) – наиболее распространенный тип для главных путей.
    • Р75 (массой 74,41 кг/м) – для участков с повышенной нагрузкой.
  • По назначению и качеству (категориям):
    • Категория Т1: Рельсы для обычных путей.
    • Категория Т2: Рельсы для путей с повышенной нагрузкой и скоростями.
    • Категория В (высшая): Рельсы для скоростных магистралей (скорости движения >160 км/ч) и особо нагруженных участков.

Основные технические требования

Стандарт нормирует широкий спектр параметров, обеспечивающих безопасность и долговечность.

Характеристика Основные требования и нормы
Марка стали и механические свойства
  • Э76, Э80, Э90: Цифра обозначает среднее содержание углерода (сотые доли процента).
  • Предел прочности (временное сопротивление): не менее 880-980 МПа в зависимости от марки.
  • Относительное удлинение: не менее 9-10%.
  • Твердость головки рельса: нормируется по Бринеллю (HB).
Геометрия и точность изготовления
  • Жестко регламентированы отклонения по всем размерам профиля (высота, ширина подошвы, толщина шейки).
  • Нормируется прямолинейность рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях (стрела прогиба).
  • Длина рельсов: 12.5 м, 25 м (основные), а также 12.46 м, 24.92 м и 24.84 м для бесстыкового пути.
Качество поверхности и дефектоскопия
  • Поверхность не должна иметь трещин, плен, волосовин, рванин, закатов.
  • Допускаются отдельные мелкие дефекты, регламентированные стандартом.
  • Каждый рельс подвергается неразрушающему контролю (дефектоскопии) по всей длине для выявления внутренних дефектов.
Маркировка и испытания
  • На шейке рельса наносятся клейма: номер плавки, месяц и год изготовления, знак предприятия, категория (Т1, Т2, В).
  • Для рельсов категории В маркировка должна быть безударной (например, электроискровой).
  • Обязательны механические испытания образцов на растяжение и ударную вязкость.

Область применения и особенности

Стандарт является основным документом, регулирующим качество рельсовой продукции для инфраструктуры российских железных дорог (РЖД). Рельсы категории В, соответствующие повышенным требованиям по прямолинейности, однородности структуры и контролю, предназначены для строительства и ремонта высокоскоростных магистралей и участков с интенсивным грузовым движением.

Примечание: При выборе рельсов для конкретного проекта необходимо руководствоваться полным текстом стандарта, а также другими нормативными документами (например, правилами укладки и эксплуатации), и уточнять актуальность редакции.




Оригинал ГОСТа: ГОСТ Р 51685-2013. Рельсы железнодорожные.

Обратная связь

Напишите нам

Чтобы получить консультацию нашего специалиста.

Отправляя форму Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ваше сообщение успешно отправлена!
Произошла ошибка! Попробуйте еще раз позже