ГОСТ Р 51685-2013. Рельсы железнодорожные. Технические условия
Национальный стандарт устанавливает технические требования к рельсам железнодорожным широкой колеи (1520 мм) нового изготовления для путей общего пользования, в том числе для скоростного и грузового движения.
Классификация и типы
Рельсы подразделяются по типу профиля, назначению и категории качества.
- По типу профиля и массе 1 пог. м:
- Р65 (массой 64,72 кг/м) – наиболее распространенный тип для главных путей.
- Р75 (массой 74,41 кг/м) – для участков с повышенной нагрузкой.
- По назначению и качеству (категориям):
- Категория Т1: Рельсы для обычных путей.
- Категория Т2: Рельсы для путей с повышенной нагрузкой и скоростями.
- Категория В (высшая): Рельсы для скоростных магистралей (скорости движения >160 км/ч) и особо нагруженных участков.
Основные технические требования
Стандарт нормирует широкий спектр параметров, обеспечивающих безопасность и долговечность.
| Характеристика |
Основные требования и нормы |
| Марка стали и механические свойства |
- Э76, Э80, Э90: Цифра обозначает среднее содержание углерода (сотые доли процента).
- Предел прочности (временное сопротивление): не менее 880-980 МПа в зависимости от марки.
- Относительное удлинение: не менее 9-10%.
- Твердость головки рельса: нормируется по Бринеллю (HB).
|
| Геометрия и точность изготовления |
- Жестко регламентированы отклонения по всем размерам профиля (высота, ширина подошвы, толщина шейки).
- Нормируется прямолинейность рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях (стрела прогиба).
- Длина рельсов: 12.5 м, 25 м (основные), а также 12.46 м, 24.92 м и 24.84 м для бесстыкового пути.
|
| Качество поверхности и дефектоскопия |
- Поверхность не должна иметь трещин, плен, волосовин, рванин, закатов.
- Допускаются отдельные мелкие дефекты, регламентированные стандартом.
- Каждый рельс подвергается неразрушающему контролю (дефектоскопии) по всей длине для выявления внутренних дефектов.
|
| Маркировка и испытания |
- На шейке рельса наносятся клейма: номер плавки, месяц и год изготовления, знак предприятия, категория (Т1, Т2, В).
- Для рельсов категории В маркировка должна быть безударной (например, электроискровой).
- Обязательны механические испытания образцов на растяжение и ударную вязкость.
|
Область применения и особенности
Стандарт является основным документом, регулирующим качество рельсовой продукции для инфраструктуры российских железных дорог (РЖД). Рельсы категории В, соответствующие повышенным требованиям по прямолинейности, однородности структуры и контролю, предназначены для строительства и ремонта высокоскоростных магистралей и участков с интенсивным грузовым движением.
Примечание: При выборе рельсов для конкретного проекта необходимо руководствоваться полным текстом стандарта, а также другими нормативными документами (например, правилами укладки и эксплуатации), и уточнять актуальность редакции.